Чем президент Украины хочет накормить вернувшихся заробитчан


Отвечая на вопрос, что делать с сотнями тысяч заробитчан, вернувшихся сейчас на Украину, Владимир Зеленский сказал: «Мы им предложим ипотечные программы, на которые они смогут открыть свой маленький бизнес».
Конечно, президенту следовало бы знать, что ипотечные кредиты предоставляются для приобретения недвижимости, которая выступает залогом; бизнес на них не откроешь. Однако Зеленский — представитель «креативного класса»; у него, как у большинства представителей этого класса, в голове каша из клише либеральной пропаганды. Слова Зеленского являются примером господствующего в его социальной среде убеждения, что малый и средний бизнес — «самый важный сегмент экономики». Дескать, победим коррупцию, сократим налоги («минимальное государство»), уберём проверяющих и лет через… надцать «азиатские тигры» будут завидовать процветающей Украине.
Действительно, в развитых странах на средний и малый бизнес приходится 70–80% ВВП и ещё больше занятых. Здесь, на мой взгляд, уместно сравнение с железнодорожным составом: он на 95–99% состоит из вагонов и лишь остаток приходится на локомотив. Однако без локомотива состав не сдвинется с места.
Локомотивом всех экономик являются крупные предприятия. Они-то и производят промышленную продукцию и услуги, создавая платёжеспособный спрос, давая заработок магазинчикам, ресторанам, фитнес-клубам, парикмахерским, автосервисам и всему прочему.
Однако может ли сфера малого и среднего бизнеса развиваться бесконечно, создавая новую прибавочную стоимость, увеличивая ВВП, а с ним и благосостояние граждан? К примеру, в моём микрорайоне (я живу в одном из крупных городов Украины) недавно был магазин, торгующий оптикой, и очередей в нём не было. Сейчас таких магазинов три, но это не значит, что жители микрорайона стали приобретать очки в три раза чаще. Просто теперь местный рынок оптических изделий делится на троих и скоро слабейших не станет.
Так же и с парикмахерскими, и с ресторанами, и с банками, и со всем остальным. Приходят одни, уходят другие, но сумма произведённых услуг, если не растёт реальный сектор экономики, не меняется.
Утопична и идея, согласно которой малый и средний бизнес должен развиваться в направлении расширения производства, а не «торгашества». Особенно распространенным было такое мнение в 1990-х. Однако период первоначального накопления капитала и совсем уж дикого капитализма был недолгим. Безвозвратно ушли времена «подъёмов» в 50–100 и более процентов; исчезли расплодившиеся в 90-е мелкие фирмочки «купи-продай», занимавшиеся всем, что подвернётся под руку.
Многие из тех, кто сумел сколотить тогда капиталец в несколько десятков тысяч долларов, обратились к производству. Стали возникать малые предприятия, производящие всякую всячину. Однако происходило насыщение рынка, начался естественный процесс вытеснения мелких субъектов более крупными. Автор работал тогда на фирме с двумя десятками сотрудников, производившей макаронные изделия. У нашей фирмы было с полтора десятка конкурентов, но к середине 2000-х годов все они прекратили существование. Такие же процессы происходили в торговле. Большие магазины, супермаркеты сначала задавили основную массу «ларёчников», а затем фирмы, владевшие одним или даже несколькими супермаркетами, были поглощены ритейлерами с сотнями филиалов по всей стране.
Интересен в этом отношении пример Германии, где проблема разорения мелких лавочников, не выдерживавших конкуренции с крупными торговыми сетями, остро встала ещё во второй половине XIX в. Чтобы предотвратить социальный взрыв, по инициативе «железного канцлера» Отто Бисмарка были приняты законы, устанавливающие равные для всех нормы предельных торговых надбавок, но при этом фиксировался не верхний, а нижний предел: крупные магазины и торговые сети не могли ставить торговую наценку ниже, чем могли себе позволить мелкие торговцы. Популярные сегодня на Западе распродажи — следствие действия этих законов: сезонная распродажа является одним из допускаемых оснований для снижения розничной цены.
В своё время законы Бисмарка растянули во времени объективный экономический процесс, но сегодня в Германии, как и в других западных странах, 90% розничной торговли контролируется 15–20 крупными торговыми сетями (республики бывшего СССР приближаются к этому показателю). Найти незанятую нишу даже в сферах, отданных малому бизнесу, в Германии ещё сложнее, чем в России или на Украине. Концентрация капитала!
Мизерные шансы добиться успеха в традиционных сферах малого бизнеса породили широко рекламируемые стартапы, то есть реализацию принципиально новых бизнес-идей, выход на рынки с новыми, прежде на нём отсутствовавшими товарами или услугами. Созданию стартапов учат на модных в «креативной» среде многочисленных тренингах, но какова вероятность того, что идея очередного стартапа «выстрелит»?
Да и много ли людей может генерировать прорывные идеи и вообще успешно вести собственное дело? Те, кто к этому предрасположен, как правило, клубнику в Польше не собирают, а ведь именно о помощи таким людям говорил Зеленский.
Спасением для страны с погибающими остатками крупной индустрии и потерей такого источника доходов, как переводы заробитчан из-за границы, «государственная поддержка малого бизнеса» быть не может. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. А сумму, обеспечивающую процветание, может обеспечить только развитие собственного производства, в первую очередь высокотехнологичного, с высокой добавленной стоимостью и жёсткая защита государством интересов национального предпринимательства. Тогда и малый бизнес получит свой кусок пирога. Однако это для стран «периферийного капитализма» либеральной догмой не предусмотрено.

Источник: https://rusnext.ru/recent_opinions/1587745539


В суете и тревогах и переживаниях, вызванных обвалом цен на нефть, в заботах, связанных с пандемией коронавируса незаметно прошла знаменательной дата в истории СССР – 90-летие полной ликвидации безработицы. 13 марта 1930 года последний безработный отметился на последней в рабоче-крестьянском государстве бирже труда. Можно с полным основанием заявлять, что в этот день с безработицей в стране Советов было покончено.

КАК ЖАЛЬ, что у нас такая короткая память! Ведь именно сейчас к трудящимся Украины подступает неотвратимой бедой массовая безработица. И, глядя на то, к чему мы скатились, самое время вспомнить об этапах, которые мы прошли на пути превращения труда не только в право и обязанность советского человека, но и в постепенное становление труда нашей общей ценностью, пока мы созидали товарищеский способ производства.

В первой Программе большевистской партии, принятой II съездом РСДРП, принятой в 1903 году, так был охарактеризован труд наёмных работников в царской России: «Кризисы в периоды промышленного застоя… ещё более увеличивают зависимость наёмного труда от капитала, ещё быстрее ведут к относительному, а иногда и к абсолютному ухудшению положения рабочего класса. … Усовершенствование техники, означающее увеличение производительности труда и рост общественного богатства, обусловливают собою в буржуазном обществе возрастание общественного неравенства, увеличение расстояния между имущими и неимущими и рост необеспеченности существования, безработицы и разного рода лишений для всё более широких слоёв трудящихся масс».

Именно развитие производительных сил, с одной стороны, и усиление эксплуатации наёмного труда капиталом, с другой, сделали и необходимой, и возможной победоносную Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Её результатом стало создание рабоче-крестьянского государства Советов.

Во второй партийной Программе, принятой в 1919 году VIII съездом Российской коммунистической партии (большевиков) ставилась задача ликвидации тех общественно-политических и социально-экономических условий, которые неизбежно приводят к созданию безработицы:

«Неуклонно продолжить и довести до конца начатую и в главном и основном уже законченную экспроприацию буржуазии, превращение средств производства и обращения в собственность Советской республики, т. е. в общую собственность всех трудящихся».

В этом основополагающем документе было также предусмотрено «необходимое в целях планомерного развития народного хозяйства максимальное использование всей имеющейся в государстве рабочей силы, её правильное распределение и перераспределение, как между различными территориальными областями, так и между различными отраслями народного хозяйства, должно составить ближайшую задачу хозяйственной политики Советской власти, которая может быть осуществлена ею только в тесном единении с профессиональными союзами».

Эта Программа РКП(б) была принята в марте 1919 года. Всего через 11 лет после принятия её принятия, в марте 1930 года, Советская власть ликвидировала безработицу. Закрытие последней биржи труда не было каким-то частным эпизодом в жизни государства и народа, строивших социализм. Об этом убедительно свидетельствует принятая 5 декабря 1936 года Конституция СССР. В ней впервые в мировой истории не просто предоставлялось гражданам СССР право на труд, но и были записаны государственные гарантии безусловного осуществления этого важнейшего права.

Глава Конституции Союза Советских Социалистических Республик начиналась статьёй 118. Она гласила:

«Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы».

Итак, Основной Закон государства советского социализма гарантировал, что не появится сама возможность безработицы, и этой гарантией выступала организация советского народного хозяйства, в основе которой была заложена общественная собственность на средства производства, а значит, и отсутствие эксплуатации человека человеком. В Конституции РСФСР 1937 года соответствующая статья (она была 122-й в документе) дословно повторяла текст 118-й статьи союзного Основного Закона.

7 октября 1977 года была принята новая Конституция СССР. Она исходила из того, что «в СССР построено развитое социалистическое общество. На новом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, всё полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся всё шире пользуются плодами великих революционных завоеваний».

Порядок глав и статей здесь был несколько изменён, но их сущность оставалась неизменной. Отличием были расшифровка, расширение и уточнение некоторых существенных положений, включая государственные гарантии, в том числе и права на труд. 40-я статья Основного Закона гласила:

«Граждане СССР имеют право на труд, – то есть право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, – включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учётом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства».

Понятие «безработица» уже не было смысла упоминать. Во-первых, оно стало чуждо реалиям советской повседневности, во-вторых, о невозможности безработица свидетельствовало гарантированное получение работы, причём с учётом не только профессиональной подготовки, но и призвания и способностей. В-третьих, сохранялся провоглашённый ещё Октябрём 1917 года принцип «кто не работает, тот не ест». Более того, тунеядство рассматривалось как серьёзное правонарушение, вплоть до уголовного преследования.

НО НА РУБЕЖЕ 1980–1990-х годов мы удосужились потерять советской социалистическое жизнеустройство.

«Реставрация капитализма неизбежно породила эксплуатацию человека человеком, привела к глубокому расколу общества. На одном полюсе оказался так называемый класс стратегических собственников, основу которого изначально составил банковско-спекулятивный и экспортно-сырьевой капитал… На другом полюсе находится огромная масса обнищавших людей, задавленных угрозой безработицы и неуверенностью в завтрашнем дне».


«Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

Каждый имеет право на условия труда, отвечающие условиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.

Каждый имеет право на защиту от безработицы.

Принудительный труд запрещён».

Что же делать? Для большинства трудящихся индивидуальные попытки сохранить хотя бы нынешний, далеко не высокий уровень жизни вряд ли окажутся успешными. При существующей политико-экономической системе им рассчитывать не на что. Единственный выход – объединившись с РусинамиРусами, чтобы как можно скорее добиться освобождения УССР, способному перевести страну на рельсы социалистического строительства.

И не надо слушать витий, пугающих «ужасами советского строя».

Использованы материалы https://maxpark.com/community/4765/content/7105680


Президенту Аргентины:О юридической базе существования Украины/УНР и сути укркризиса

Президенту верхней палаты Национального Конгресса Аргентины:О юридической базе существования Украины/УНР и сути укркризиса

Министру иностранных дел Аргентины:О юридической базе существования Украины/УНР и сути укркризиса

Посольству Аргентины в Украине:О юридической базе существования Украины/УНР и сути укркризиса

Президенту США:О юридической базе существования Украины/УНР и сути укркризиса

Председателю Конгресса США:О юридической базе существования Украины/УНР и сути укркризиса

Госсекретарю‎ ‎ Госдепартамента США:О юридической базе существования Украины/УНР и сути укркризиса

Посольству США в Украине:О юридической базе существования Украины/УНР и сути укркризиса

Послам G7 в Украине:О юридической базе существования Украины/УНР и сути укркризиса

Президенту Украины:О юридической базе существования Украины/УНР и сути укркризиса

20:10