Вопрос о хазарском наследстве и «хазарской легитимности»: «закрытие Хазарии» Святославом Игоревичем
Лисюченко И.В.
Вопрос о хазарском наследстве и «хазарской легитимности»: «закрытие Хазарии» Святославом Игоревичем
Рассматривая хазарский вопрос, необходимо остановиться на том, что его следует изучать, по возможности, комплексно, не ограничиваясь только некоторыми, кажущимися современному человеку более важными, аспектами. В контексте неклассической историографии необходимо использовать принцип признания чужой одушевлённости, который предполагает анализ особенностей психологии, системы ценностей и своеобразия ментальности язычников и «двоеверцев», в том числе и создателей письменных, эпиграфических и фольклорно-этног
Скудость источниковой базы, нередкое отсутствие параллельных источников порой диктует автору использование особого метода исследования, названного К. Гинзбургом «уликовой парадигмой», когда реконструкции индивидуальных случаев возможна только «на основе следов, симптомов, улик»1. Обмолвка летописца, единственное число там, где по законам грамматики древнерусского языка должно двойственное, наименование дипломатической поездки «нашествием» - все эти случаи заставляют историка искать объяснение, и такие поиски порой могут привести к весьма неожиданным выводам.
Обратимся же к ситуации вокруг гибели Хазарского каганата. Об этом событии сообщает «Повесть временных лет» (ПВЛ) и Новгородская I летопись (НПЛ) младшего извода. Источниками последних являлись произведения фольклора, устные рассказы, причём далеко не всегда из первых рук, документы княжеских архивов и пр.2 Например, по мысли И.Е. Забелина, ими были краткие записи на полях церковных книг древней христианской общины восточных славян3.
Не меньшее значение для нас имеют источники «с другой стороны» - арабо-персидские
Оставим ненадолго эту тему и обратим внимание на следующее обстоятельство политико-правово
Г.В. Вернадский и В.Я. Петрухин полагали, что об усилении княжеской власти на Руси сигнализировало принятие титула каганъ. «Хазарский каган был первым государем у славян Приднепровья, - ещё раньше писал М.К. Любавский. – Вот почему именем «каган» впоследствии пользовались для обозначения уже русского государя: первый митрополит из русских Иларион составил «похвалу» кагану Владимиру»12. Если это так, всё вышесказанное требует, как минимум, определённого пересмотра. О принятии данного титула сообщают «Annales Bertiniani» под 839 г. и, насколько можно понять, письмо императора Людовика II Василию I Македонянину, датированное 871 г. и сохранившееся в составе Салернской хроники первой половины X в.13.
В «Annales Bertiniani» сообщается о посольстве, прибывшем к Людовику Благочестивому в Ингельгейм, которое в 839 г. возвращалось обратно к кагану росов от византийского императора, и не могло иным путём вернуться на родину, ибо путь был преграждён некими варварскими и бесчеловечными народами. Данное сообщение породило много споров, потому, как нам кажется, имеет смысл привести его полностью, имея также в виду чрезвычайно сложный синтаксис последнего. Итак, имея в виду василевса Феофила иЛюдовика, источник сообщает следующее: «Misit etiam cum eis quosdam, qui se, id est gentem suam, Rhos vocari dicebant, quos rex illorum, Chacanus vocabulo, ad se amicitiae, sicut asserebant, causa direxerant, petens per memoratam epistolam, quatenus benignitate imperatoris redeundi facultatem atque auxilium per imperium suum totum habere possent, quoniam itinera per quae ad illum Constantinopolim venerant, inter barbaras et nimiae feritatis gentes immanissimas habuerant, quibus eos, ne forte periculum inciderent, redire noluit. Quorum adventus causam imperator diligentius investigans, comperit eos gentis esse Sueonum, exploratores potius regni illius nostrique quam amicitiae petitores ratus, penes se eo usque retinendos iudicavit, quod veraciter invenire posset, utrum fideliter eo necne pervenerint; idque Theophilo per memoratos legatos suos atque epistolam intimare non distulit, et quod eos illius amore libenter susceperit, ac si fideles invenirentur, et facultas absque illorum periculo in patriam remeandi daretur, cum auxilio remittendos; sin alias, una cum missis nostris ad eius praesemtiam dirigendes, ut quid de talibus fieri deberet, ipse decernendo efficeret»14. («Они говорили, что их, то есть их народ, называют Рос, и которых их король, называемый хакан, ради дружбы отправил к нему, по той причине, указанной в помянутом письме, где он просил, чтобы император милостиво дал им возможность вернуться в свою страну и охрану по всей империи, так как пути, по которым они в Константинополь прибыли, шли через варваров, народов весьма бесчеловечных и диких, и он не желал бы, чтобы они, возвращаясь по ним, подвергались бы опасности. Тщательно расследовав причину их путешествия, император узнал, что они принадлежат к народу свеонов; считая их скорее шпионами и для того государства, и для нашего, а не искателями дружбы, он решил задержать их у себя, чтобы бесспорно выяснить, с хорошими ли они пришли туда намерениями, или же нет; и он тут же сообщил Феофилу через упомянутых послов и письмом о том, что он из приязни к нему их охотно принял, и если они окажутся добрыми людьми, а также представится возможность безопасно им вернуться в отечество, то они будут отправлены туда с охраной; в ином же случае они вместе с посланными будут отправлены к нему, чтобы сам он решил, как надлежит поступать с таковыми15»).
Относительно позиции обеих сторон, по всей видимости, следует верить источнику, который сообщает об искренних союзнических отношениях двух императоров. В предыдущем году Мутасим взял Аморий, родину императоров правившей тогда династии, а Феофил с горя тяжело заболел. Далее василевс предпринял попытку создать союз против державы Аббасидов с Венецией и Омейядом Абд ар-РахманомII16, что легко понять, имея в виду вражду государств потомков Аббаса и рода Омайя племени Корайш. Подозрительность же Людовика относительно скандинавов также ясна. Что же касается локализации упомянутых в анналах росов, то историки не пришли в данном случае к однозначному решению. Д.А. Мачинский писал, что Русский каганат здесь - это Ладожская земля, Е.А. Мельникова – Ладожско-Ильменс
Кто же прав? Начнём с того, что следует согласиться с А.А. Горским в том, что перед нами – не послы хазарского кагана18. Ближе всего, по нашему мнению, к истине В.В. Седов, который полагал, что Русский каганат – это носители волынцевской культуры и развившихся на её основе роменско-боршевс
Итак, великий киевский князь в первой трети IX столетия, а скорее всего, ближе к началу этого века, принимает титул каганъ. Данный факт необходимо рассмотреть с нескольких сторон. Данный сюжет неотделим от так называемого «двоевластия» у народов Великой Степи. Типы двоевластия, отметим особо, могут быть совершенно разными. Что касается тюрок и монголов, то различные виды двоевластия у этих кочевников алтайской языковой семьи детально изучены В.В. Трепавловым. Здесь, строго говоря, имела место асимметрия, ибо владыка одного крыла сильнее другого24. Однако, пожалуй, только у хазар мы видим именно бездеятельного и фактического правителей, причём последнее, как после тщательного изучения показал А.П. Новосельцев, - плод длительной эволюции, медленного процесса, который, тем не менее, можно, хотя и в самых общих чертах, проследить по письменным источникам25. Можно ли считать хазарский тип двоевластия лишь вариантом тюркского двоевластия, к чему в одной из последних работ явно склоняется Т.М. Калинина26, или же перед нами во многом особый случай, связанный с принятием верхушкой Хазарии иудаизма, что наложилось на борьбу внутри правящей верхушки27, или же борьбой собственно хазарской и булгарской знати за верховную власть, о чём писал А.В. Гадло? Может быть, прав Е.А. Шинаков, который писал о том, что внутренний конфликт внутри Хазарии (точнее говоря, кровавая и долгая война, длившаяся около 20 лет как раз-таки в первой трети IX в., причём развязавший её Обадия, принявший иудаизм, его сын Манакия и внук Езекиил погибли в борьбе) завершился «компромиссом хазаро-иудейской торговой верхушки и болгарских степных ханов, допущенных к кормилу власти»28.
Мы склонны к тому, что все вышеперечисленны
У А.П. Новосельцева, когда он пишет о принятии русами титула каганъ, на первый план выходит следующее обстоятельство: у тюрок хакан – это правитель, под которым находятся иные правители, хотя он не отрицает и внешнеполитическ
Отрицать сакральный характер каганской власти у исторических тюрок не имеет смысла. Почитание кагана у хазар вплоть до деталей ритуала, как показал ещё С.П. Толстов, было сколком ситуации в Тюркютском каганате32, некогда объединившем всю Великую Степь Евразии – от Амура до Дуная33. И.Г. Семёнов даже полагал, что данные древнеармянского автора VII в. Гевонда свидетельствуют о том, что хазары, стремясь создать очередную мировую державу Великой Степи, даже ввели должность «хазар-элетебер»
Отметим особо: ни гроза Рима Аттила, ни Таншихай, великий объединитель древних монголов, в 177 г. н.э. разбивших три (!) огромные китайские армии, нигде не упоминались с этим титулом, ибо, насколько можно понять, они не имели на него права! Всё, что известно о присвоении псевдоаварами своему лидеру титула «каган», свидетельствует о том, что перед нами – откровенная узурпация36, которая не могла не возмутить любого знатока и блюстителя древних степных традиций. Наличие или же отсутствие реальной власти у хазарского кагана – фактор важный, но не имеющий, вопреки А.П. Новосельцеву, решающее знание для язычников и «двоеверцев» - тюрок, алан, славян, а посольство к кагану со стороны шаханшаха Ирана – вовсе не решающий аргумент в пользу того, что каган реально правит37. Вспомним, что западноевропейск
Скорее данный титул, смысл которого русы, разумеется, хорошо понимали40, существовал, по крайней мере, в первую очередь, для «внешнего употребления», и сохранялся, судя по «Слову о полку Игореве», после гибели Хазарии (разумеется, мы не рассматриваем просуществовавшу
Потому, по всей видимости, автор «Худуд ал-Алам», писавший, как известно, на новоперсидском языке, и называет правителя (хакана) русов падшахом, что тождественно шаханшаху, царю царей Ирана44. Сам титул каганъ (гагган богомильских памятников) некогда означал `вождь-первосвящ
Целенаправленная же политика, предполагающая сохранение значительной автономии подчинённых этнических групп, подобная, как раз-таки, политике победителя кагана Святослава Игоревича, известна в истории архаических обществ, и она не может характеризоватьс
Нельзя исключить, что киевский князь пользовался поддержкой в славянизированно
Захватив же Болгарию, русский князь, в противоположност
По весьма вероятному предположению А.В. Назаренко, во время переговоров с Константином Багрянородным Ольга добилась благожелательног
Иногда считают, что гибель Хазарии привела к кризису торговли65, но если это и так, то в целом уничтожение данного сильного военно-политичес
Но вернёмся в 60-е гг. X в. Для алан Подонья и Кавказа этот поход был таким же освободительным, как и для восточнославянск
Защищаемая нами трактовка событий, которые явно не выходили, с точки зрения людей того времени, из рамок правового поля, подтверждается наличием в древнерусской культуре такого чрезвычайно устойчивого понятия, как «суд Божий». Но стадиально ему явно предшествовал «суд богов» языческого периода в истории славянства75, о чём свидетельствует знаменитый эпизод 1071 г. Тогда Новгород «разделишася надвое: князь бо Глебъ и дружина его идоша и сташа оу епископа, а людье вси идоша за волхва, и бысть мятежь великъ межи ими. Глебъ же, возма топоръ подъ скутом, приде к волхву и рече ему: «То веси ли, что утро хощеть быти и что ли до вечера?» Он же рече: «Проповежь вся!» И рече Глебъ: «То веси ли, что хощеть быти день?» «Чудеса велика створю», - рече. Глебъ же вынемъ топоръ, ростя и, и паде мертвъ, и людье разидошася». Видеть здесь, подобно А.А. Синягину, коварство пришельцев-сканд
Примерно так же рассуждает и Бхимасена в «Карнапарве», заявляющий, что победа – результат благословения богов77. Существуют и иные аналогичные примеры, когда завоевания, в частности, оправдывали волей богов. Так, об этом часто упоминается в эпиграфике I Болгарского царства78. Об этом же ясно свидетельствует следующий русский сказочный текст, где вообще не упоминается имя Бога христиан: «Да вот посмотрим, чья сильнее, та и правее». Впрочем, христианизирован
Практически все исследователи, занимавшиеся историей Киевской Руси, в том числе и С.М. Соловьёв, обоснованно писали о том, что война здесь воспринималась именно как «Суд Божий». Вначале обратимся ко временам после Крещения Руси. В описании событий 1123 г., когда Ярослав Святополчич с иноземной помощью осадил сына Мономаха Андрея во Владимире-Волынс
Религиозное освящение имело место в годы тяжёлых, но победоносных походов Мономаха и других князей на половцев в 1103-1111 гг.87, но это вовсе не личное дело хитрого дипломата Владимира Всеволодовича ради личного честолюбия, как представлял данные события П.В. Голубовский88. Подобными сентенциями пестрит и Галицко-Волынска
«Рече Вячьславъ, озряся на Святую Богородицю, яже есть надъ Золотыми воротами: «А тои ны Пречистеи Госпожи судити съ Сыномъ Своимъ и Богомъ нашим въ сии векъ и в будущии», - читаем мы в Ипатьевской летописи под 1151 г. Уже в 1268 г. Болеслав говорит Шварну Даниловичу: «Я не Литвоу не жалоуюсь, оже мя воевала: немирникъ мои, а воевал мя тако и гораздо, но на тя жалоую, а Богъ боуди по правомъ, тъ то расоудить межи нами». Бог и святые сами невидимо участвуют в битвах: Мстислав в 1174 г. «похвали всемилостиваго Бога и святою Бориса и Глеба, помочь невидимо гонящее». Примеры можно множить97, причём подобное мы видим и в исламской традиции98. Так, как отметил ещё Н.И. Костомаров, как Божий суд воспринималась и Липицкая битва 1216 г.99 Судным местом в памятниках Куликовского цикла выступает и само Куликово поле100. Подобное восприятие войны, равно как и поединка, свойственно и русским былинам. Близкие идеи мы видим и у Козьмы Пражского. Отнюдь не чужды подобные представления были и для Западной Европы. В частности, так здесь воспринимали и победу Ломбардской лиги при Леньяно в 1176 г.101. На фоне всех предшествующих фактов нельзя согласиться и с М.Г. Халанским, который полагал, что представления об участии Небесной Силы в битвах смертных имели книжное происхождение и были подготовлены для распространения в народной среде страшными событиями 1237-1241 гг.102
Божье благословение в одной из поздних летописей – причина побед Олег Вещего: «И потом воева древлян и сиверян, и возложи на них дань благословением Божиим». Если в XVII в., когда писался данный текст из Мазуринского летописца, книжник явно имел в виду Бога христиан, что имеет библейскую параллель в образе Куруша II Великого в книгах Ездры и Исайи, то в «Слове о полку Игореве», строго говоря, вообще непонятно, чей суд подразумевал некогда Боян, обращаясь к Всеславу Полоцкому: «Тому вещеи Боянъ и пръвое припевку смысленыи рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божiа не минути»103. Это ещё эпоха двоеверия, а автора данного произведения трудно считать истовым христианином, потому вовсе не обязательно он подразумевал здесь Бога христиан, как полагал А.Л. Никитин. М.С. Грушевский и, насколько можно понять, Г.В. Вернадский, напротив, писали о языческом смысле данного фрагмента. В данном случае можно согласиться с Б.А. Рыбаковым в том, что Боян действительно неодобрительно относился к полоцкому князю-оборотню, ярому язычнику. Но, даже если принять мнение данного исследователя, а также М.Н. Тихомирова о симпатиях к Всеславу автора «Слова о полку Игореве»104, из этого вовсе не следует, что певец XI в. выражал здесь церковную точку зрения. Врагами Всеслава и его общины, напомним, были и новгородцы, большинство из которых, как показали события 1071 г., следует считать христианами лишь по имени. В «Слове о полку Игореве», кроме того, упоминается и «божий суд», произошедший над другим зачинщиком усобиц – Борисом Вячеславичем, хотя автору последнего явно жаль безрассудного юного храбреца: «Бориса же Вячеславлича слава на судъ приведе, и на Канину зелену паполому постла, за обиду Олгову храбра и млада князя»105.
Но вернёмся непосредственно к хазарам и их властителям, имея виду, что перед нами – обычные для людей того времени политико-правовы
Интересно, что сами хазары, особенно простые, вовсе не воспринимались как враги, - скорее как друзья, ненавидимые родичами, и получившие на Руси новую Родину. Такой вывод, который, на первый взгляд, способен шокировать любого, тем не менее, легко сделать при анализе былинного сюжета «Михаил Казарин». Здесь не место выяснять несколько смыслов этой былины, явно «многослойной». Впрочем, последняя особенность обычна для культуры того времени. Так, «многослойным» источником является русский эпос вообще. Так, в «старинах» отражались не только события и явления VI-X или X-XIII, но и XIV-XVI и даже XVII в. И таким же «многослойным» является и эпос иных народов, например, древнеиндийский эпос, «Беовульф» и «Песнь о Нибелунгах»107. Возвращаясь же к былине о Казарине, отметим, что невозможно присоединиться к отождествлению эпического героя Козарина (это некрестильное имя известно даже в XVI-XVII вв.!) с реальным Козариным, упомянутым в ПВЛ под 1106 г. «Повоева Половци ωколо Заречьска, и посла по нихъ Святополкъ Яня, Иванка Захарьича и Козарина, и въгонивьше Половце до Дуная, полон отяша», - читаем в источнике108.
Отметим, что главный персонаж последний довольно рано - как раз-таки в IX-X вв., и это можно довольно чётко датировать, - стал осмысливаться именно хазарин, ставший русским богатырём109. В этом, - в числе всех прочих многочисленных примеров, - выражение единства русского и хазарского народа, равно страдавших от рахдонитской верхушки. Но можно ли вообще доверять эпосу? Ведь в лучшем случае можно сказать, что фольклор, в том числе и эпос, лишь обобщённо отражают историю, причём только так, как она представлялась народу110. Но, несмотря на всё своеобразие эпоса как исторического источника, специально отметим, что он не знает сознательной лжи. Эта история, рассказанная самим народом, а народ сам себе не лжёт и не может лгать.
Подведём определённые итоги. В начале IX в., в связи с гражданской войной в Хазарии великий киевский князь принял титул кагана, что означало претензии на власть над всей Степью, ибо правитель такого ранга, по понятиям того времени, мог быть только один. В 965 г. безвластный, но по-прежнему почитаемый каган, который по-прежнему считался «земным богом», был выведен навстречу войскам русов и их «шипа» (авангарда) - народа печенегов. В обычных обстоятельствах этого было достаточно, чтобы любые враги сдались. Однако в данном случае подобного не произошло. Войска хазар были разгромлены, сам каган погиб. Такое развитие событий произвело потрясающее впечатление на современников и, насколько можно понять, на поколения потомков. По «суду богов» князь-«пардус» Святослав Игоревич получил право на все земли и всю власть прежнего «земного бога», что и обусловило, в конечном итоге, неслыханные успехи этого князя в различных регионах Восточной Европы, подчинение последнему народов с совершенно разными традициями – славян, алан, тюрок, мадьяр и пр. Не стоит в данном случае забывать и самих хазар, порой становившихся воинами Руси, ибо они не меньше страдали от угнетения со стороны рахдонитской верхушки.
1 Гинзбург К. Приметы. Уликовая парадигма и её корни// Гинзбург К. Миф – эмблема – приметы. Морфология и история. Сб. ст. М., 2004. С. 200.
2 Соловьёв С.М. Соч.: В 18-ти кн. М., 1988. Кн. II. С. 98-100; Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Т. XIII. СПб.; М., 1881. С. 15; Азбелев С.Н. Летописание и фольклор// Русский фольклор (РФ). Т. VIII. Народная поэзия славян/ Отв. ред. В.Е. Гусев. М.; Л., 1963. С. 4.
3 Забелин И. История русской жизни с древнейших времен. Ч. I. М., 1876. С. 478-479.
4 Крачковский И.Ю. Избр. соч.: В 6-ти томах. Т. IV. М.; Л., 1957. С. 198, 201-203; Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 15-16.
5 Ibn Haukal Abu`l Kásim. Descriptio ditionis moslemicae// Bibliotheca Geographorum Arabicorum. T. II/ Ed. M.J. de Goeje. Lugdani Batavorum, 1873. P. ٢٨٦; Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963. С. 152; Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. Ашхабад, 1969. С. 78; Новосельцев А.П. Хазарское государство... С. 246. Примеч. 615; Коновалова И.Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: текст, перевод, комментарий. М., 2006. С. 142. Примеч. 28.
6 Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв.// Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1998 год/ Отв. ред. Т.М. Калинина. М., 2000. С. 314-315.
7 Ibn Haukal Abu`l Kásim. Op. cit. P. ١٥.
8 Новосельцев А.П. Хазарское государство... С. 209, 211.
9 Ср.: Климов Е.В. Титулатура правителя в Древней Руси// Вопросы истории (ВИ). 2013. № 8. С. 153.
10 Долгов В.В. 1). Древняя Русь: мозаика эпохи. Очерки социальной антропологии общественных отношений XI-XVI вв. Ижевск, 2004. С. 20-23; 2). Быт и нравы Древней Руси. М., 2007. С. 154, 335-336.
11 Кривошеев Ю.В. Ярлык и басма. Мифы и реальность во взаимоотношениях Руси и Большой Орды// Власть, общество, индивид в средневековой Европе/ Отв. ред. Н.А. Хачатурян, сост. О.С. Воскобойников. М., 2008. С. 358.
12 Vernadsky G. V. Kievan Russia. New Haven; London, 1976. P. 174; Петрухин В.Я. Князь Олег, Хелгу Кембриджского документа и русский княжеский род// Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1998 год. С. 225; Любавский М.К. Лекции по древней русской истории до конца XVI века. СПб., 2002. С. 85. Ср.: Коновалова И.Г. О возможных источниках заимствования титула «каган» в Древней Руси// Славяне и кочевой мир. Вып. 10/ Отв. ред. Б.Н. Флоря. М., 2001. С. 108-135.
13 Annales Bertiniani// Monumenta Germaniae Historica. Scriptorum. T. I/ Ed. G.H. Pertz. Leipzig, 1925. P. 434; Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 3. М., 2002. С. 201; Барсов Е.В. «Слово о полку Игореве» как художественный памятник Киевской дружинной Руси. Т. III. Лексикология «Слова». А-М. М., 1889. С. 377-378; Назаренко А.В. Русь и Германия в IX-Xвв.// Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1991 год/ Отв. ред. А.П. Новосельцев. М., 1994. С. 12-13.
14 Annales Bertiniani. P. 434.
15 Перевод автора.
16 Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 2. М., 2005. С. 552-556.
17 Мачинский Д.А. О времени и обстоятельствах первого появления славян на северо-западе Восточной Европы по данным письменных источников// Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья/ Отв. ред. А.Д. Столяр. Л., 1982. С. 7-24; Мельникова Е.А. Европейский контекст возникновения древнерусской государственност
18 Горский А.А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 56. Примеч. 5.
19 Седов В.В. 1). Русский каганат IX века// Отечественная история (ОИ). 1998. № 4. С. 3-8; 2). Конфедерация северно-русских племён в середине IX в.// Древнейшие государства на территории Восточной Европы. Материалы и исследования. 1998 год. С. 246-249; 3). Избр. труды: Славяне: Историко-археоло
20 Грушевський М. Iсторiя Украϊни-Руси. Т. I. Киϊв, 1913. С. 394; Иловайский Д.И. История России. Становление Руси. М., 1996. С. 13; Третьяков П.Н. У истоков Древней Руси// По следам древних культур. Древняя Русь/ Отв. ред. Б. А. Рыбаков. М., 1953. С. 33; Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2002. С. 369; Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси: IX - первая половина Х в. М., 1980. С. 36-46; Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе: Историко-археоло
21 Шаскольский И.П. О трактовке некоторых вопросов истории формирования Древнерусского государства// Мавродинские чтения. С. 4-5.
22 Ср.: Новосельцев А.П. Об одном из древнейших титулов русского князя// Древнейшие государства на территории Восточной Европы. Материалы и исследования. 1998 год. С. 377.
23 Фомин В.В. Народ и власть... С. 185; Грот Л.П. Гносеологические корни норманизма// ВИ. 2008. № 8. С. 115-116. Ср.: Любавский М.К. Лекции... С. 126; Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель. С. 463; Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. М., 1997. С. 9.
24 Трепавлов В.В. Государственный строй Монгольской империи XIII в.: Проблема исторической преемственности. М., 1993. С. 75-104.
25 Новосельцев А.П. Хазарское государство... С. 138-142.
26 Калинина Т.М. Хазарское государство – кочевая империя? (По сведениям письменных источников)// Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год. С. 474.
27 Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 275-281; Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1993. С. 131, 149-151.
28 Гадло А.В. Отражение социальной борьбы внутри хазарского племенного объединения VII в. в памятниках «еврейско-хазарс
29 Новосельцев А.П. Хазарское государство... С. 139. Ср.: Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты до начала XVIII века. СПб., 1887. С. 350-360. О титуле джебгу см., напр.: Древнетюркский словарь/ Ред. В.М. Наделяева, Д.М. Насилов, Э.Р. Тенишев, А.М. Щербак. Л., 1969. С. 222.
30 Там же. С. 405; Новосельцев А.П. 1). Об одном из древнейших титулов русского князя. С. 369, 376; 2). Образование Древнерусского государства и первый его правитель. С. 464.
31 Барсов Е.В. «Слово о полку Игореве» как художественный памятник Киевской дружинной Руси. Т. III. Лексикология «Слова». А-М. М., 1889. С. 377.
32 См., напр.: Плетнёва С.А. От кочевий к городам. (Салтово-маяцкая культура)// Материалы и исследования по археологии (МИА) СССР. № 142. М., 1967. С. 178-179; Гадло А.В. Указ. соч. С. 26; Кляшторный С.Г. «Народ Аспаруха», гунны Кавказа и древнетюркский Олимп// Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1998 год. С. 124-125; Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археоло
33 Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
34 Семёнов И.Г. Происхождение и значение титула «хазар-эльтебер»
35 Ibn Haukal Abu`l Kásim. Op. cit. P. ٢٣٤.
36 Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2002. С. 125-126.
37 Новосельцев А.П. Об одном из древнейших титулов русского князя. С. 372-373.
38 Там же. С. 371.
39 Долгов В.В. Быт и нравы Древней Руси. С. 334; 339.
40 Иное см.: Комар А.В. Поляне и северяне// Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год. С. 177.
41 Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль... С. 220-229.
42 Грушевський М. Iсторiя Украϊни-Руси. Т. I. С. 396; Ключевский В.О. Соч.: В 9-ти томах. Т. I. М., 1987. С. 145; Новосельцев А.П. Об одном из древнейших титулов русского князя. С. 379; Коновалова И.Г. О возможных источниках... С. 108-135; Горский А.А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. С. 117-119; Слово о Законе и Благодати// Обнорский С.П., Бархударов С.Г. Хрестоматия по истории русского языка. Ч. 1. М., 1952. С. 179; Ироическая песнь... С. 44; Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв. Вып. I. Киев, 1966. С. 49-52.
43 Ср.: Пашуто В.Т. Особенности структуры Древнерусского государства// Новосельцев А.П. и др. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 87.
44 Худуд ал-Алем. Рукопись Туманского/ С введением и указателем В. Бартольда. Л., 1930. Л. 37б-38а; Новосельцев А.П. Восточные источники... С. 310-311. Сведения о том, что титул «хакан» имел правитель буртасов, известное в одном из поздних сочинений (См.: Там же. С. 312. Примеч. 222), на этом фоне кажутся нам достаточно сомнительными.
45 Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1970. С. 286; Каримуллин А.Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими// Вопросы географии США. (Сборник статей)/ Отв. ред. С.В. Кочубей. Л., 1976. С. 114-122; Гумилёв Л.Н. 1). Дакоты и хунны (к статье А.Г. Каримуллина)// Там же. С. 123-125; 2). Древняя Русь и Великая степь. С. 434. Ср.: Новосельцев А.П. Об одном из древнейших титулов русского князя. С. 368; Карташёв А.В. Собр. соч. Т. 1. С. 61.
46 Новосельцев А.П. Об одном из древнейших титулов русского князя. С. 379.
47 Измайлов И.Л. «Начала истории» Волжской Булгарии в предании и исторической традиции// Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1998 год. С. 103.
48 Ср.: Баглай В.Е. Древнеацтекское государство: структура власти и управления// Ранние формы политической организации/ Отв. ред. В.А. Попов. М., 1995. С. 255-256.
49 Ioannes Scylitzae Synopsis Historianum/ Rec. I. Thurn. Berolini; Novi Edoraci, 1973. P. 276-277; Татищев В.Н. Собр. соч. Т. II-III. М., 1995. Т. II. С. 49, 51; Т. I. М., 1993. С. 111; Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1991. С. 160-161. Ср.: Толочко А.П. «История Российская» Василия Татищева: источники и известия. М.; Киев, 2005. С. 47.
50 Ioannes Scylitzae Synopsis Historianum. P. 276-277; Ibn Haukal Abu`l Kásim. Op. cit. P. ١٥; Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. С. 159; Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель. С. 473; Шинаков Е.А. Племена Восточной Европы... С. 72. Ср.: Минорский В.Ф. Куда ездили древние русы?// Восточные источники по истории народов Восточной и Центральной Европы/ Под ред. А.С. Тверитиновой. М., 1964. С. 26-27. Об Ибн Хаукале см.: Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. С. 314-315.
51 Ср.: Соловьёв С.М. Соч. Кн. I. М., 1993. С. 113; Голубовский П.В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южнорусских степей IX-ХШ вв. Киев, 1884. С. 68-69; Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян (VI-X вв.). СПб., 1996. С. 324. Примеч. 232.
52 Ср.: Vernadsky G.V. Op. cit. P. 33.
53 Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 415.
54 Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. II. Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне. М., 1967. С. 75-76.
55 Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. II. М., 1962. Стб. 55; Т. I. М., 1962. Стб. 67; Т. 38. Л., 1989. С. 34; Летописец Переславля Суздальского, составленный в начале XIII века (между 1214 и 1219 гг.)/ Изд. К. М. Оболенским (ЛПС). М., 1851. С. 14-15; Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов/ Под ред. и с предисловием А.Н. Насонова (НПЛ). М., Л., 1950. С. 119, 522; Татищев В.Н. Собр. соч. Т. IV. М., 1995. С. 127; Т. II. С. 50. Судя по выпискам у Н.М. Карамзина, аналогичный текст читался и в Троицкой летописи. (См.: Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. I. Т. I-IV. М., 1988. Т. I. Примечания. С. 110. Примеч. 393; Присёлков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. СПб., 2002. С. 86). См. также: Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. С. 234. Примеч. 1. Ср.: Татищев В.Н. Собр. соч. Т. II. С. 50; Полевой Н.А. История русского народа. В трех томах. Т. I. М., 1997. С. 139; Vernadsky G.V. Op. cit. P. 45.
56 Плетнёва С.А. Половцы. М., 1990. С. 19.
57 Фетисов А.А. «Дружинная культура» Древней Руси// Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год. С. 426-427.
58 ПСРЛ. Т. II. Стб. 52-53; Т. I. Стб. 64-65; Т. V. СПб., 1851. С. 106; Т. 38. С. 33; НПЛ. С. 117, 437-438, 521. В «Летописце Русских Царей» подобный текст отражён весьма кратко и без упоминания образа пардуса. (ЛПС. С. 13). См. также: Липец Р.С. Отражение этнокультурных связей Киевской Руси в сказаниях о Святославе Игоревиче (X в.)// Этническая история и фольклор/ Отв. ред. Р.С. Липец. М., 1977. С. 242.
59 Абаев В.И. Избр. труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. С. 488-493.
60 Leo VIII, 6; IX, 12; Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. С. 163-168, 174, 172.
61 Ioannes Scylitzae Synopsis Historianum. P. 276-277; Leo VIII, 7. Ср.: Иловайский Д.И. История России. Становление Руси. С. 51; Гумилёв Л.Н. 1). От Руси к России. М., 1992. С. 48; 2). Древняя Русь и Великая степь. С. 235.
62 Назаренко А.В. Русь и Германия в IX-X вв. С. 72.
63 Бейлис В.М. Ал-Идриси (XII в.) о восточном Причерноморье и юго-восточной окраине русских земель// Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1982 год/ Отв. ред. В.Т. Пашуто. М., 1984. С. 218.
64 ПСРЛ. Т. I. Стб. 65; Т. II. Стб. 53; Т. 38. С. 33; ЛПС. С. 14; НПЛ. С. 117, 438, 521. А. Кёстлер полагал, однако, что Хазария выжила после удара русов и дожила до монгольского вторжения 1230-х гг. (Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. СПб., 2001. С. 127-135). Однако, его точка зрения убедительно опровергается другими учеными. (См., нар.: Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. С. 24).
65 См., напр.: Кирпичников А.Н., Лебедев Г.С., Булкин В.А., Дубов И.В., Назаренко В.А. Указ. соч. S. 85; Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. С. 224.
66 Комар А.В. Указ. соч. С. 141. См. также: Новосельцев А.П. Хазарское государство... С. 182-187.
67 Комар А.В. Указ. соч. С. 175-176.
68 Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Владикавказ, 1992. С. 169, 204.
69 НПЛ. С. 417, 438, 521.
70 Данное мнение о происхождении и этнической принадлежности ал-арсийа имеет опору в источниках, принималось и В.Ф. Минорским, и Б.Н. Заходером (Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963. С. 193-194; Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX-X вв. М., 1962. С. 156-157), так что определённый скепсис А.П. Новосельцева в данном случае (Новосельцев А.П. Хазарское государство... С. 120) мы считаем излишним.
71 Татищев В.Н. Собр. соч. Т. II. С. 50.
72 ПСРЛ. Т. I. Стб. 47-48, 54; Т. II. Стб. 36, 41, 42; Т. 38. С. 28.
73 Там же. Т. II. Стб. 61; Т. I. Стб. 73; Т. 38. С. 37; Присёлков М.Д. Троицкая летопись. С. 89.
74 Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси// Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988. С. 227.
75 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. II. М., 1994. С. 271; Фроянов И.Я. 1). Начало христианства на Руси. С. 311; 2). Мятежный Новгород. Очерки истории государственност
76 ПСРЛ. Т. I. 181; Т. II. Стб. 171; Т. 38. С. 76; Т. 25. М.; Л., 1949. С. 7; ЛПС. С. 48; НПЛ. С. 196; Хлебников Н.И. Общество и государство в домонгольский период русской истории. СПб., 1872. С. 171. Ср.: Синягин А.А. Два христианства на Руси// Абаев В.И. Избр. труды. С. 603.
77 Махабхарата. Книга восьмая. О Карне (Карнапарва)/ Пер. с санскрита, предисловие и комментарий Я.В. Василькова и С.Л. Невелева. М., 1990. С. 187.
78 Полывянный Д.И. Средневековая Болгария между Востоком и Западом. Мировые координаты болгарской державной идеи// Славяне и их соседи. Вып. 8. Имперская идея в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы/ Отв. ред. Б.Н. Флоря. М., 1998. С. 20.
79 Русские народные сказки Карельского Поморья/ Сост. А.П. Разумова и Т.И. Сенькина. Петрозаводск, 1974. № 54; Гильфердинг А.Ф. Онежские былины, записанные летом 1871 года. Т. II. М.; Л., 1938. №№ 139, 102, 136, 147.
80 Там же. № 144.
81 Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899-1901 гг. Т. II. Кулой. Прага, 1939. № 1 (213).
82 Русские сказки в ранних записях и публикациях (XVI-XVIII века)/ Вступ. статья, подг. текста и комм. Н.В. Новикова. Л., 1971. №№ 30, 35.
83 ПСРЛ. Т. II. Стб. 287; Т. VII. СПб., 1856. С. 25. Ср.: Глазырина Г.В. Противостояние язычников и христиан накануне Альтинга 999/1000 г.// Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество и монотеизм в процессах политогенеза. С. 78.
84 2 Пар. 32:8.
85 ПСРЛ. Т. II. Стб. 801.
86 Ос. 10:13; Зах. 4:6; 9:13; 10:5, 12:3-9, 14:3-5, 12-13; 2:5; Иез. 39:21; Иоил. 3:11-12; Прит. 21:31; Еккл. 12:14; 2 Кор. 5:10.
87 ПСРЛ. Т. I. Стб. 277-279, 284-285; Т. II. Стб. 252, 254-255, 264, 266-269; Т. 38. С. 100-101, 103; Присёлков М.Д. Троицкая летопись. С. 199, 204-205; Киево-Печерский Патерик// Памятники литературы Древней Руси. XII век/ Общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. М., 1980. С. 562; Соловьёв С.М. Соч. Кн. I. С. 376-377; Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Т. I. СПб., 1872. С. 196-197; Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. С. 296.
88 Голубовский П.В. История Северской земли до половины XIV столетия. Киев, 1881. С. 90-95.
89 ПСРЛ. Т. II. Стб. 737-738, 752, 761, 798-800, 809, 856-857; Молитва митрополита Илариона// Макарий (Булгаков). История русской Церкви. Кн. II. М., 1995. С. 541; Успенский сборник XII-XIII вв./ Под ред. С.И. Коткова. М., 1971. С. 56; Макарий (Булгаков). История русской Церкви. Кн. II. С. 274, 329, 333-334, 407-408, 506. Примеч. 160.
90 ПСРЛ. Т. II. Стб. 836.
91 Сахаров А.М., Зимин А.А., Корецкий В.И. Церковь в обществе развитого феодализма (XIV-XVI вв.)// Русское православие: вехи истории/ Науч. ред. А.И. Клибанов. М., 1989. С. 91.
92 Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской// Макарий (Булгаков). История русской Церкви. Кн. II. С. 584; Назаренко А.В. Комментарии// Там же. С. 616. Примеч. 456.
93 ПСРЛ. Т. 25. С. 289.
94 Присёлков М.Д. Троицкая летопись. С. 192; ПСРЛ. Т. I. Стб. 270; Т. II. Стб. 244-245.
95 Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 5. М., 2005. С. 185-186.
96 Глазырина Г.В. Противостояние язычников и христиан накануне Альтинга 999/1000 г.// Восточная Европа в древности и средневековье. Язычество и монотеизм в процессах политогенеза. С. 78-79.
97 ПСРЛ. Т. II. Стб. 431, 618, 699, 864, 577, 632; Татищев В.Н. Собр. соч. Т. II. С. 118; Соловьев С.М. Соч. Кн. I. С. 317, 398, 400, 404, 550, 557, 574; Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. II. С. 270; Хлебников Н.И. Указ. соч. С. 198; Ключевский В.О. Соч. Т. I. С. 191; Лихачёв Д.С. Устные истоки художественной системы «Слова о полку Игореве»// Слово о полку Игореве: Сб. исследований и статей/ Под ред. В.П. Адриановой-Перет
98 Бейлис В. М. Сообщения Халифы ибн Хаййата ал-Усфури об арабо-хазарских войнах в VII – первой половины VIII в.// Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1998 год. С. 37, 40.
99 НПЛ. С. 57, 257; Костомаров Н.И. Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. Т. 1. СПб., 1863. С. 35.
100 Памятники Куликовского цикла/ Гл. ред. Б.А. Рыбаков. СПб., 1998. С. 101, 116, 119, 187.
101 Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. Т. II. №№ 139, 144, 147; Cosm. II, 2. См. также: Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 4. М., 2005. С. 294.
102 Халанский М.Г. Великорусские былины Киевского цикла. Варшава, 1885. С. 143.
103 ПСРЛ. Т. 31. М., 1968. С. 36; Ироическая песнь о походе на половцов удельнаго князя Новагорода-Север
104 Никитин А.Л. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди. М., 1998. С. 186; Грушевський М. Iсторiя Украϊни-Руси. Т. I. С. 329; Vernadsky G. V. Op. cit. P. 22-23; Тихомиров М.Н. Боян и Троянова земля// Слово о полку Игореве: Сб. исследований и статей/ Под ред. В.П. Адриановой-Перет
105 Ироическая песнь… С. 15-16; Яценко Б.И. Кто такой Борис Вячеславич «Слова о полку Игореве»?// Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXXI. «Слово о полку Игореве» и памятники древнерусской литературы/ Отв. ред. Д.С. Лихачёв. Л., 1976. С. 303.
106 ПСРЛ. Т. I. Стб. 17; Т. II. Стб. 12; Т. 38. С. 15; ЛПС. С. 4-5; НПЛ. С. 105-106, 433, 513; Мордасов В.И. К истории текста введения «Повести временных лет»// Проблемы истории феодальной России: Сб. статей к 60-летию проф. В.В. Мавродина. Л., 1971. С. 41-42; Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. Т. XIII. СПб.; М., 1881. С. 44-45.
107 Костомаров Н.И. 1). Исторические монографии и исследования. Т. XIII. С. 64-65; 2). Русские инородцы. М., 1996. С. 121, 122-123; Иконников В.С. Опыт русской историографии. Т. II. Кн. 1-2. Киев, 1908. Кн. 1. С. 19; Липец Р.С. Указ. соч. С. 9-11, 140; Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-тип
108 Лихачёв Д.С. «Устные летописи» в составе Повести временных лет// Исторические записки. Т. 17/ Отв. ред. Б.Д. Греков. М., 1945. С. 223; Рыбаков Б.А. 1). Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. С. 113-114; 2). Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. С. 166. Ср.: ПСРЛ. Т. II. Стб. 257; Т. I. Стб. 281; 281; Т. 38. С. 102; Присёлков М.Д. Троицкая летопись. С. 201. Ср.: Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции. Проблемы эволюции. М., 1974. С. 32.
109 Пропп В.Я. Героический русский эпос. М., 1958. С. 352-360
110 Балашов Д.М. Из истории русского былинного эпоса. С. 35; Шептаев С.Л. Поэтика исторических преданий о Разине в свете истории жанра// РФ. Т. XV. С. 102; Гутнов Ф.Х. Политогенез и генезис феодализма на Северном Кавказе// Вестник Института цивилизации. Вып. 3/ Сост. А. Черчесов. Владикавказ, 2000. С. 30. См. также: Путилов Б.Н. Типология фольклорного историзма. С. 177; Васильков Я.В. Указ. соч. С. 54-55, 58, 59-60; Васильков Я.В., Невелева С.Л. Предисловие// Махабхарата. Книга восьмая. С. 11; Долгов В.В. Александр Невский// ВИ. 2015. № 10. С. 22.