Обращение-протест против насильственного введенияв русинских церквях богослужения на украинском язык

Главе Римско-католической церкви
Хорхе Марио Бергольо (Jorge Mario Bergoglio)


Обращение-протест против насильственного введения
в русинских церквях богослужения на украинском языке

В этом году весь христианский мир готовится к празднику – торжества по случаю 1150-летия со дня прихода Кирилла и Мефодия в Великую Моравию (на Подкарпатскую Русь, входившую в те времена в состав Великоморавскоой державы). С приходом солунских братьев, в нашем крае фактически начинается отсчет христианства, когда русины приняли византийский обряд еще до разделения церквей на православие и католицизм. Но исторически так сложилось, что часть русинов исповедует православие и часть греко-католицизм.
В последнее время в нашем крае развернута массированная кампания грубого вмешательства государства и ура-патриотов в дела греко-католической церкви, где идет процесс насильственной украинизации.
Вся истерика украинизаторов на Подкарпатской Руси сводится к нескольким требованиям:
а) немедленного лишения русинской греко-католический Мукачевской епархии статуса Sui Juris (церковь своего права),
б) требование распространить здесь практику богослужений на «живом, понятном языке (украинской мове), а не «мертвом» церковно-славянском языке».
в) требование к священникам во время богослужений упоминать – «Верховного Архиепископа Святослава» (как главу Греко-католической церкви в Украине).
Чтобы разобраться в сложном переплетении истории христианства на территории русинов на юг от Карпат - необходимо углубиться в историю.
В 9 веке большая часть нашей земли оказалась под властью католической Венгрии, которая развернула здесь среди православного населения свою миссионерскую деятельность. Логичным завершением государственной политики Венгрии стало принятие в 1646 году в Ужгороде (с участием 63 священников-русинов) Ужгородской Унии (уния охватила и православное русинское население нынешней восточной Словакии).
Затем, в 1664 г. была заключена Мукачевская уния (вовлекшая в свою структуру православное население русинов в венгерской епархии Хайдудорог).
В 1713 г. была заключена третья уния относительно православных русинов Марамореша. Таким образом, православная церковь в нашем крае была государственным режимом Венгрии практически подавлена и фактически ушла в подполье.
Уже с самого начала существования на русинской земле христианской церкви встал вопрос ее административного подчинения. Несмотря на желание насильно учрежденных русинов-униатов иметь собственное церковное устройство, их Мукачевский епископ более столетия играл всего лишь ритуальную роль латинского епископа Эгера. Наконец, в 1771 г. возникшая проблема была закрыта папой Клементом 12, который по просьбе императрицы Марии-Терезии буллой Eximia Regalium Principum учредил РУСИНСКУЮ (!) Мукачевскую епархию, подчиняющуюся примасу Венгрии (Остригомскому).
После Первой мировой войны Подкарпатская Русь стала часть Чехословацкой республики. В то время у русинской церкви имелись две епархии - в Мукачево и Пряшево и начался массовый переход русинов в православную церковь с административным подчинением сербскому патриархату.
В свою очередь русинская греко-католическая церковь в 1937 получила статус sui juris и была окончательно выведена из-под зависимости Венгерского Остригомского архиепископа, она получила «свое право». Безусловно, приобретение такого статуса стало огромным достижением русинов.
Послевоенное время в нашем крае характеризуется насаждением атеизма, а греко-католическая церковь вообще была поставлена «вне закона». Начались преследования и гонения в отношении лучших, наиболее преданных своему призванию представителей русинских священнослужителей.
После учреждения независимой Украины, со сменой руководства вышедшей из подполья Греко-католической церкви (ноябрь 2002 г.) в нашем крае, развернулась повальная украинизации. Переживших времена подполья греко-католических священников, защитников кирилло-мефодиевских традиций, стали отправлять на пенсию, увольнаять из преподавательского состава духовной семинарии. В храмах греко -католиков вводят вместо традиционного канонического русинского обряд (« Rito Ruteno ») украинский обряд (« Rito Ucraino») и все это несмотря на то, что статус sui juris гарантировал русинам сохранение их обрядовой и национальной самобытности (в условиях чужого для них государства). На защиту своего особого статуса встало русинское греко-католическое духовенство и простые миряне.
Ватикан, (в 1991 г.) прекрасно осведомленный о настроениях греко-католиков и духовенства Подкарпатской Руси, руководствуясь интересами католической церкви в этом вопросе, принял единственно разумное решение - сохранить за русинской Мукачевской епархией статус sui juris.
Дабы особенно не дразнить украинских ультра-патриотов префект Конгрегации Восточных Церквей кардинал Акил Сильвестрини «рекомендовал» предоставить пришлым украинцам возможность посещать русинскую греко-католическую церковь и иметь в ней своего представителя.
Естественно, с таким положением дела воинственные патриоты-державники смириться не пожелали. С помощью Апостольского нунция в Украине архиепископа Антонио Франко подготовили проект Декрета об образовании Ужгородской (или Мукачевской) митрополии в составе Верховной Украинской Архиепископской церкви. К счастью, проект Декрета Ватиканом был отклонен окончательно. Таким образом, в настоящее время и в обозримом будущем за Мукачевской епархией остается Status Quo Ante Bellum (двузначный) статус полной независимости от украинской греко-католической церкви.
Сам факт существования в Украине двух поместных греко-католических церквей довольно пикантный. Ватикан таким образом показывает, что не хочет признать Подкарпатскую Русь интегральной частью Украины, или же не считает русинских греко-католиков украинцами.
Что же касается обряда богослужения в Мукачевской русинской греко-католической епархии, то здесь для украинствующих ситуация еще плачевнее. Официальная статистика Католической Церкви («Annuario Pontificio») относит Мукачесвкую епархию к русинскому обряду (« Rito Ruteno »), в то же время УГКЦ отнесена к украинскому обряду («Rito Ucraino»).
Древний русинский обряд «Rito Ruteno » имеет глубокие исторические корни и Ватикану решительно нет никакой нужды насильственно (в угоду украинствующих) менять его в нашем крае. Тем более на не имеющего никаких перспектив учрежденный украинский обряд (« Rito Ucraino»).
Существует еще одни важный аспект рассматриваемого вопроса.
Несмотря на ожидания, папа Иоанн Павел II , так и не предоставил Украинской Греко-католической Церкви патриаршего статуса. Правда, понтифик неоднократно подчеркивал при встречах с униатскими иерархами, что такая позиция Святого Престола по вопросу о патриархате не является неизменной, но обусловлена современными реалиями.
Но украинствующие хотят подчинить «украинской идее» не только греко-католическую церковь. Тихая, ползучая украинизация наблюдается и в православной церкви Московского патриархата. Связано последнее с естественным процессом получения теологического образования молодыми священнослужителями на украинском языке и с государственной пропагандой.
Ясно только одно - украинизация представляет угрозу самобытности русинского народа, грубое вмешательство со стороны государства в русинскую национальную культуру и в чистом виде представляет собой нарушение гарантированных Конституцией фундаментальных прав человека и принятыми на себя Украиной международными обязательствами

Мы решительно требуем прекращения грубого вмешательства в дела церкви со стороны государства, соблюдения положений Конституции Украины об отделении государства от церкви и добровольно взятых на себя обязательств международных стандартов в области прав человека!

Председатель Всемирного Совета
Подкарпатских Русинов Василий Джуган


Уполномоченный по правам человека
народа Подкарпатской Руси Александр Ониско

Член Всемирного Совета
Подкарпатских Русинов Анатолий Сава

http://narodnijtribunal.org/history/24-obraschenie-protest-protiv-nasilstvennogo-vvedenija-v-rusinskih-cerkvjah-bogosluzhenija-na-ukrain.html